Ложь у детей — намеренное искажение истины, неправда, обман со стороны детей. Не все случаи искажения детьми истины считаются ложью. В частности ко лжи не относится свойственное ребенку фантазирование, непреднамеренное принятие вымысла за действительность. Такие случаи описаны в произведениях В. Драгунского, Н. Носова и др.
Мнение родителей.
Дети лгать не умеют. С другой стороны, их ложь легко распознать взрослому. Только очень сложно заставить их не лгать.
Мнение специалистов.
Частые мотивы детской лжи: страх наказания, желание привлечь внимание сверстников и взрослых, вызвать удивление, желание «выручить» товарища. В этих случаях необходимо сосредоточиться на решении проблемы ребенка вместо его обвинения. Нужно помочь ему поверить, что на ошибках учатся, чтобы он не считал себя плохим и не испытывал необходимости скрывать свои промахи. Часто ложь является знаком низкой самооценки: дети думают, что им нужно казаться лучше, чем они есть на самом деле, чтобы их любили. Объясните ему, что он любим без всяких условий, а при случае — оцените его по достоинству за то, что он сказал правду.
Проблемная ситуация
Моя старшая дочь 6 лет украла игрушку — пушистого цыпленка, вытащив его из стола воспитателя. Та, правда, иногда давала ей поиграть с ним. Игрушек у нее много, а тут позарилась на какого-то цыпленка. Отругала ее, когда нашла цыпленка у нее под кроватью. Она ответила сквозь слезы, что воспитателю он был не нужен — она его сама ей подарила. Врет ведь — это я точно знаю. Что теперь делать? Как ей объяснить, что лгать и воровать нехорошо?
Анализ ситуации.
Девочка знает, что сделала, поэтому спрятала цыпленка под кроватью. Только для нее он уже был свой: ведь ей давали с ним поиграть. Поэтому чувство стыда за то, что она берет чужое, не сработало. Наверняка девочка решила, что воспитателю он нужен меньше, чем ей, — вот и взяла. Так сказать, поступила справедливо — честно поделила. Наверняка, образец того, как нужно «все делить поровну и по-честному», дали ей вы. Так бывает в семьях с детьми-«погодками». С другой стороны, она показала, что ей не нравится быть «обделенной», и готова защищать то, что ей «почти» принадлежит (ведь другим детям воспитатель не давала играть с цыплен-ком). Это проявление зависти в социально адаптированной форме. Ложь — только прикрытие ее, это не первопричина.
Варианты решения.
Так как «преступление» уже раскрыто, можно поступить следующим образом. Скажите дочке, что можете себе представить, как ей сильно захотелось забрать цыпленка и поиграть с ним дома. Расскажите аналогичный случай из своей жизни или жизни близких. Потом расскажите, как много мужества понадобилась для того, чтобы все исправить, как пришлось бороться со стыдом. Объясните, что если стыда не возникает, это означает, что в душе есть гниль — зависть, которая ее будет все время есть: «А вот у той есть то-то, а у меня нет — бедная я, бедная. Как мне плохо? Что бы ей такого плохого сделать, чтобы ей тоже плохо стало?» Если же есть стыд, он всю гниль эту очистит — ранка заживет и все будет хорошо. Вот и предложите вместе (не бросайте ее в этой ситуации одну!) подумать, как вернуть украденную вещь владелице. Помогите ей сделать это самостоятельно, потом похвалите за то, что она справилась с собой и победила гниль.
Упреждающие меры.
Если заметите такую же ситуацию дома — дайте ребенку на время поиграть или попользоваться предметом его вожделения, при этом назначьте час и время возращения. Скажите, что доверяете ей, поэтому и отдаете этот предмет. Еще почаще хвалите ее за доброту, умение не жадничать — отдавать и делиться с другими. Специально моделируйте такие ситуации, давайте образец подобного поведения и... показывайте дочке, как сильно радуетесь, когда она так себя ведет. Учите получать от этого удовольствие, не требуя ничего взамен.
Подготовила:
Зам.зав.ВМР В.Б.Сенишина